apa_sro.png
Тел: +7 (985) 070-11-43       
123022, г. Москва
2-ая Звенигородская
д. 13 стр. 42

info2@actuary.ru

А.К. Соловьев. Основные результаты актуарного обоснования формирования страховых пенсионных прав в системе обязательного пенсионного страхования России в условиях старения населения

А.К. Соловьев. Основные результаты актуарного обоснования формирования страховых пенсионных прав в системе обязательного пенсионного страхования России в условиях старения населения

Пенсионный возраст является одним из базовых параметров регулирования пенсионной системы. Его изменение напрямую влияет на изменение других параметров: стажа, объема накопленных пенсионных прав. Возрастные требования к формированию пенсионных прав оказывают влияние не только на размер пенсии каждого застрахованного лица, но и на макроэкономическое развитие страны в долгосрочной перспективе. Этим определяется актуальность и практическая значимость выполненного исследования и его результатов.

Повышение пенсионного возраста оказывает влияние на период дожития, сокращает охват пенсионным страхованием, усиливает перераспределение, поскольку увеличивается доля лиц, которые не доживут до пенсии, другие за счет этого получат больший размер пенсии.

Целью исследования являлось обоснование условий формирования страховых пенсионных прав в условиях старения населения для всех категорий населения.

Методология исследования основана на общих и специальных методах научного познания: анализа (экономико-статистического, финансового, системного, сравнительного) теоретического и практического материала и синтеза, экспертных оценок, актуарного моделирования и прогнозирования.

В работе выполнен анализ социальных последствий для формирования пенсионных прав при росте показателей демографической нагрузки на пенсионную систему на долгосрочную перспективу и обоснования мер направленных на сохранение и приумножение пенсионных прав граждан в неблагоприятных макроэкономических условиях и на фоне новых демографических трендов.

В исследовании показано, что в соответствии с правительственной Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации установленные для страховых пенсий целевые индикаторы должны служить критериями для мониторинга развития пенсионной системы:

·       коэффициент замещения страховой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

·       средний размер страховой пенсии по старости на уровне 2,5 – 3 прожиточных минимумов пенсионера.

Эффективность пенсионной системы в мировой теории и практике оценивается с двух позиций: для каждого застрахованного лица и для общества (государства):

- для застрахованных лиц ключевым показателем эффективности функционирования пенсионной системы являются показатели, характеризующие уровень их пенсионных выплат, в качестве которых выступают коэффициент замещения и соотношение размера пенсии с прожиточным минимумом пенсионера,

- для государства – долгосрочная финансовая обеспеченность принятых пенсионных обязательств (сбалансированность бюджета).

Исследование показывает, что в целях повышения эффективности формирования пенсионных прав в условиях демографического старения населения необходимо обеспечить адекватность государственных мер по регулированию макроэкономических и институциональных факторов.

В результате исследования показано, что среди таких мероприятий следует выделять не только внутренние факторы, но и внешние условия развития пенсионной системы:

- макроэкономические (трансформацию рынка труда для участия в нем граждан старших и младших возрастных групп, с одной стороны, и рост макроэкономики страны для создания новых рабочих мест;

- демографические (снижение смертности в трудоспособных возрастах, в том числе путем развития социальных институтов, улучшения медицинского обслуживания населения);     

- расширение охвата застрахованных лиц, формирующих свои пенсионные права в легальном секторе экономики;

- создание экономических и правовых условий для формирования пенсионных прав, обеспечивающих достойный уровень материального обеспечения при наступлении старости для страхователей, уплачивающих страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа.

Результаты исследования показывают, что в условиях демографического старения показатели роста бедности пенсионеров и дефицита пенсионного бюджета обусловлены внешними факторами, а не параметрами самой системы.

Страховая пенсионная система базируется на принципе эквивалентности пенсионных прав и государственных обязательств, реализация которого и др. принципов должны обеспечить достижение целей государственной Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России.

Выполненный актуарно-статистический анализ внешних и внутренних проблем отечественной пенсионной системы позволил обосновать комплекс макроэкономических мероприятий государственного регулирования условий по формированию пенсионных прав застрахованных лиц, занятых в различных сферах хозяйственной деятельности:

- регулирование трансформации рынка труда с учетом роста счисла амозанятого населения и сокращения наемных рабочих мест;

- необходимость опережающего роста макроэкономики страны за счет легализации теневой занятости для создания новых рабочих мест с учетом половозрастных особенностей трудоспособного населения, которые необходимы для увеличения занятости дополнительной численности предпенсионного поколения.

В результате исследования доказано, что наряду с государственным регулированием «внешних» (к пенсионной системе) факторов формирования пенсионных прав различных категорий застрахованных лиц не менее важную роль играет параметрическая настройка самой пенсионной системы обязательного страхования в части:

- расширения охвата застрахованных лиц, формирующих свои пенсионные права в легальном секторе экономики;

- создания экономических и правовых нормативов для формирования пенсионных прав самозанятых категорий работников, с целью обеспечения достойного уровня материального обеспечения при наступлении старости (для страхователей, уплачивающих страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа).

В исследовании показано, что финансовая несбалансированность пенсионной системы, снижение размеров пенсий, и как следствие рост бедности среди пожилых людей обусловлены внешними факторами, воздействующими на функционирование пенсионной системы. При этом проблемы обеспечения достойного уровня пенсионного обеспечения работающих пенсионеров, самозанятых и льготных категорий застрахованных лиц не были решены.

В отношении формирования страховых пенсионных прав наемными работниками меры должны быть направлены на легализацию скрытой оплаты труда, позволяющей сформировать пенсионные права в увеличенном размере без изменения текущей формулы.

Оплата труда наемных работников (включая отчисления на социальное страхование и скрытую оплату труда) в 2018 году составляла 48 244 млрд. руб. Доля скрытой оплаты труда в оплате труда наемных работников равна 27%, по сравнению с 2015 годом она уменьшилась лишь на 1 п.п.

В отношении самозанятых лиц совершенствование порядка формирования пенсионных прав заключается в повышении размера фиксированного платежа: он должен позволять сформировать страховую пенсию в размере прожиточного минимума пенсионера (или 2,5 ПМП) независимо от суммы легального дохода, так как текущий размер минимального фиксированного платежа недостаточен даже для формирования пенсии в размере 1 ПМП.

Анализ факторов, влияющих на формирование пенсионных прав в условиях повышения пенсионного возраста показывает, что меры, определенные Стратегией, являются эффективными, несмотря на замедление процесса их реализации. Результаты анализа позволили сделать вывод о том, что огромные резервы в отношении возможностей адаптации механизма формирования пенсионных прав к новым условиям кроются в порядке формирования прав самозанятых лиц.

В настоящее время пенсионные права формируются в разных социально-демографических группах по-разному. В этом кроется недостаток действующего правового и экономического механизма. Приведение этого механизма в соответствие с механизмом формирования прав наемных работников было обозначено еще в 2012 году в Стратегии, однако темпы реализации Стратегии были замедлены и многие мероприятия остались до сих пор нереализованными. Поэму одним из основных результатов НИР следует считать, обоснование необходимости финансовой независимости ПФР, что достигается при условии легализация теневого сектора экономики.

Для обоснования предложений в процессе исследования:

1.    проанализирована зарубежная и отечественная практика регулирования функционирование распределительного компонента пенсионных систем, специальная литература по исследуемой проблематике, осуществлен анализ нормативных условий функционирования распределительного компонента системы обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, как внутрисистемных, так и внешних по отношению к ней (демографических и макроэкономических параметров), оказывающих влияние на развитие пенсионной системы;

2.    разработаны методические подходы к проведению актуарного обоснования формирования пенсионных прав в распределительном компоненте системы обязательного пенсионного страхования;

3.    предложена методика проведения актуарных расчетов для целей обоснования механизма формирования пенсионных прав в распределительном компоненте системы обязательного пенсионного страхования;

4.    разработан программный модуль для расчета пенсионных прав в соответствии с предложенной методикой, позволяющий рассчитать объем пенсионных прав до 2050 года;

5.    сформулированы предложения для совершенствования пенсионного законодательства в части порядка формирования пенсионных прав в системе обязательного пенсионного страхования;

6.    с использованием программного модуля, методики расчета пенсионных прав, выполнены актуарные расчеты эффективности предлагаемых мер, в том числе уровня сбалансированности бюджета ПФР и уровня пенсионного обеспечения в распределительном компоненте системы обязательного пенсионного страхования на период до 2050 года.

Полученные в ходе исследования результаты предлагается использовать органами исполнительной власти:

·                   для характеристики пенсионной системы в части оценки адекватности пенсионных прав застрахованных лиц государственным обязательствам;

·                   при обосновании комплекса предложений по оптимизации порядка формирования пенсионных прав застрахованных лиц;

·                   для выбора целевых ориентиров развития пенсионной системы в рамках реализации Стратегии.

          Наряду с рекомендациями для органов власти не менее важным практическим результатом исследования следует считать разработку методики определения нормативно необходимого объема пенсионных прав для различных категорий застрахованных лиц.

С точки зрения практической полезности можно говорить о «калькуляторе пенсионных прав», который в отличие от «пенсионного калькулятора», позволяющего предварительно примерно оценить размер назначенной пенсии, обеспечивает ежегодный мониторинг каждому застрахованному лицу процесса достижения заданного уровня страховой пенсии задолго до ее назначения. Это позволит каждому работнику независимо от сферы занятости регулировать процесс достижения заданного уровня своей пенсии. Особенно это актуально для самозанятых категорий населения, которые самостоятельно выполняют функцию страхователя. Указанная методика оценки страховых пенсионных прав оформлена в виде РИД, и зарегистрирована.

В основе разработанных мер, реализованных в Программном модуле расчета пенсионных прав, лежит методика актуарных расчетов обоснования формирования страховых пенсионных прав в системе обязательного пенсионного страхования России. Согласно расчетам, проведенным в программном модуле, накопленная сумма баллов, соответствующая размеру пенсии по старости, равному 2,5 ПМП (с учетом фиксированной выплаты), составляет 192,35 баллов (рассчитано по действующей формуле, исходя из условий 2019 года). Для зарабатывания пенсии в размере 1 ПМП, необходимо накопить 40,25 баллов в виде пенсионных прав.

Показано, что с учетом предлагаемых мер для наемных работников (учет скрытой оплаты труда в облагаемой заработной плате), средний размер заработной платы увеличится с 47,7 тыс. руб. (данные Росстата за апрель 2019 года) до 65,3 тыс. руб. Соотношение страховой пенсии по старости и ПМП за 35 лет стажа для средней заработной платы составит 3 ПМП. В результате 40,9% наемных работников смогут заработать не менее 2,5 ПМП за период стажа не более 32 лет.

На период до 2050 г. оценен эффект от реализации данной меры с помощью расчета соотношения пенсии с ПМП. При формировании пенсионных прав из средней заработной платы с учетом скрытой оплаты труда соотношение страховой пенсии по старости с ПМП с учетом фиксированной выплаты за 35 лет стажа по оценке составит не менее 2,9 ПМП на всем протяжении прогнозного периода до 2050 года. К 2030 году при стаже 35 лет 59,6% наемных работников смогут рассчитывать на пенсию не менее 2,5 ПМП.

Согласно расчетам, проведенным в разработанном Программном модуле для расчета пенсионных прав, при действующих условиях формирования пенсионных прав самозанятым, уплачивающим фиксированный платеж, требуется 121 год, чтобы сформировать право на получение страховой пенсии по старости в размере 2,5 ПМП. С дохода 6,9 млн. руб. самозанятые смогут заработать 2,5 ПМП за 37 лет (охват – 0,1% лиц).

Для получения самозанятыми страховой пенсии по старости в размере 1 ПМП (в рамках реализации мер по совершенствованию порядка формирования страховых пенсионных прав), необходимо уплачивать в течение 15 лет фиксированный платеж в размере 50 тыс. руб. в год. Для получения пенсии в размере 2,5 ПМП - фиксированный платеж в размере 102 тыс. руб. в год в течение 35 лет.


Возврат к списку


Яндекс.Метрика