Swiss Re: в среднем только 30% катастрофических убытков были застрахованы за последние 10 лет

Разница между застрахованными и общими экономическими убытками в мире по-прежнему остается большой. Особенно тяжелые последствия это имеет для развивающихся рынков, которые страдают больше остальных, оставаясь при этом недостаточно подготовленными к масштабным убыткам.

По данным международной перестраховочной группы Swiss Re, за последние несколько десятилетий стоимость природных катастроф существенно возросла. Если в 80-е данный показатель с поправкой на инфляцию составлял 30 млрд. долл. в год, то уже в 90-е – 104 млрд. долл. в год. За последнюю декаду экономическая стоимость убытков от стихийных бедствий с учетом инфляции составляла в среднем 182 млрд. долл. в год.

Количество стихийных бедствий в 1975-2014 гг.

cats1.jpg

Уровень риска повысился во многом за счет развития экономики и роста популяции, высокой концентрации активов в регионах с повышенной опасностью, а также из-за усиливающегося изменения климата. Впервые за всю историю человечества большее количество людей живут в городах, чем в сельской местности. Многие города находятся в прибрежной зоне и подвержены ударам стихии в виде наводнений и штормов. В то же время сельскохозяйственный сектор остается зависимым от природных явлений, таких как засуха. Но страхование не успевает за данными тенденциями. Разница между экономическими и застрахованными убытками остается большой. А доля экономических убытков от природных катастроф в ВВП выросла. Использование страховых решений позволило бы правительству сократить свои непредвиденные обязательства и таким образом защитить бюджет.

Соотношение экономических убытков и застрахованных убытков в 1975-2014 гг. в млрд. долл., в ценах 2014 года

cats2.jpg

В среднем за последние десять лет только 30% катастрофических убытков были застрахованы. Это означает, что остальные 70% или 1,3 трлн. долл. легли на плечи людей, организаций и государств.

Доля незастрахованных убытков в общем объеме экономических убытков в 1975-2014 гг., по регионам

cats3.jpg

В качестве примера того, как стихийное бедствие может повлиять на ту или иную страну в зависимости от степени ее готовности, аналитики Swiss Re приводят землетрясения на Гаити и в Новой Зеландии в 2010-2011 гг. В частности, на Гаити экономические убытки составили 8,5 млрд. долл., в новой Зеландии, где произошло три землетрясения, – 31 млрд. долл. На Гаити погибло 200 тыс. человек, в Новой Зеландии произошло 185 несчастных случая. Для Гаити стоимость убытков составила 120% ВВП, для Новой Зеландии – 18%. Темп экономического роста Гаити снизился с 3,5% до -5,1% в 2010 г. в результате сокращения экспорта из-за ущерба нанесенного аэропорту, порту и другим инфраструктурным и промышленным объектам. Доля застрахованных убытков страны составляла менее 1%. Гаити попала в полную зависимость от помощи из-за рубежа. Многие объекты в Новой Зеландии также были повреждены. Однако на их восстановление ушло гораздо меньше времени, а экономическая активность вскоре восстановилась. При этом 80% убытков в стране были застрахованы и перестрахованы.

По мнению аналитиков Swiss Re, данный контраст демонстрирует, что с одной стороны страны более или менее зависимы от природных катастроф в зависимости от степени готовности к ним. С другой стороны, что менее очевидно, страхование способно минимизировать влияние стихийных бедствий на последующий экономический рост. К аналогичным выводам пришло исследование Банка международных расчетов (Bank of International Settlements, BIS), в котором проанализировано почти 2,5 тыс. крупных бедствий, происшедших в период с 1960 г. по 2011 г. В странах с высоким уровнем проникновения страхования косвенные расходы ниже, общее экономическое влияние меньше, а процесс восстановления происходит быстрее.

Положительную роль страхования от стихийных бедствий на финансовую устойчивость страны отмечает и международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P). В качестве примера агентство рассмотрело 48 стран и гипотетический удар стихии стоимостью 5% от размера капитала страны. По оценкам S&P, рейтинги стран, где страховое покрытие отсутствует, в среднем сократились бы на две-три ступени, в случае если страхование покрывало бы 50% убытков – они были бы снижены лишь на одну ступень.

Аналитики Swiss Re отмечают особую ответственность, которая ложится на государство в случае удара стихии, поскольку помимо восстановления общественной инфраструктуры, оно оказывает помощь в восстановлении частного сектора, в случае отсутствия у последнего страхового покрытия, как это часто бывает в развивающихся странах. В результате правительствам приходится прибегать к таким мерам как перераспределение бюджета, повышение налогов, выход на местные и международные кредитные рынки, займы у международных кредитно-финансовых организаций или ожидание помощи из-за рубежа. Все эти меры имеют негативное влияние и требуют времени.

Финансовые инструменты по борьбе с природными катастрофами

cats4.jpg

По оценкам Межамериканского банка развития (Inter-American Development Bank), основанных на исторических данных по Латинской Америке за последние 40 лет, в среднем страна может ожидать помощь из-за рубежа, которая покроет лишь 8% убытков от стихийных бедствий.

В заключение, аналитики Swiss Re отмечают, что предотвращение и снижение рисков должно стать приоритетным в борьбе со стихийными бедствиями. Например, картографирование опасных зон и комплексные строительные нормы могли бы этому поспособствовать. Однако ни одна организация или страна не может полностью защитить себя от природных катастроф. В результате, передача риска становится ключевым элементом финансовой стратегии стран и регионов, где высока вероятность наступления стихийного бедствия, и, в идеале, должно быть частью комплексного подхода к управлению рисками.